ГЛАВНАЯ  
 

Об автомобильных заркалах

Всем известно, что сегодня зрениее водителя - его главный информатор об окружающей обстановке. Современная геометрия дорог, их усовершен ствованные покрытия, а также улучшенные системы подвески и управления автомобилей практически сводят на нет ощущение вибраций и центробежных сил, которые раньше в какой-то степени сигнализи ровали нам о скорости и направлении движения. Эффективные системы вен тиляции позволяют ездить подняв все стекла, в результате чего резко падает роль источника слухового восприятия шума дороги, ветра, уличного движе ния. В общем, повышение комфорта бельности условий труда водителя при водит к тому, что зрение во время дви жения становится по сути единствен ным каналом информации о том, как складывается ситуация вокруг. Иссле дования отечественных и зарубежных специалистов показали, что таким пу тем мы получаем 95-99% этой инфор мации. Вот почему одним из важней ших конструктивных свойств автомоби ля, элементов его активной безопасно сти стала обзорность с места водителя.



Общая обзорность автомобиля определяется прежде всего формой и размерами остекления, шириной и расположением стоек кузова, местом размещения водителя относительно окон, конструкцией стеклоочистителей, стеклоомывателей, зеркал заднего вида, систем обогрева и обдува стекол.

В последние годы проявляется тенденция к увеличению общей площади остекления легковых автомобилей, и особенно размеров задних окон, улучшающих обзор дороги при маневрировании и увеличивающих так называемую прозрачность автомобиля, что позволяет водителям движущихся сзади машин видеть обстановку на дороге сквозь едущий впереди. Это особенно важно при большой интенсивности движения, характерной для города.

Конечно, наиболее важна для водителя передняя обзорность. Управляя автомобилем, человек около 90% времени использует для наблюдения за дорожной обстановкой перед собой (рис. 1). Но в ней еще не вся "правда". Когда водитель готовится предпринять какой-либо маневр, связанный с изменением направления движения, - обгон, перестроение, остановку или поворот, важное значение для него приобретает задняя и боковая обзорность, чтобы уверенно оценивать обстановку вокруг своего автомобиля и не стать нечаянно помехой другим водителям. А для этого надо приучить себя правильно и постоянно пользоваться зеркалами заднего вида.

На легковых автомобилях целесообразно устанавливать даже не два, а три зеркала заднего вида - внутреннее, а также левое и правое наружные. Как же это делать, чтобы можно было получить полную картину? Взгляд человека имеет зону так называемой эффективной видимости - это сектор примерно 30°, в пределах которого обеспечивается достаточно четкое восприятие информации, естественно, при концентрации внимания. Специалисты считают, что за пределами этой зоны потеря чувствительности зрения достигает 40%, и здесь объекты, даже такого размера, как автомобиль, могут остаться незамеченными, если водитель все внимание обращает лишь на дорогу перед машиной.

Исследования чувствительности в разных областях поля зрения глаз при восприятии движущихся объектов показали изменение "настораживающей способности" зеркала заднего вида, то есть способности привлекать к себе внимание водителя при появлении в нем какого-либо движущегося объекта. Оказалось, что количество ошибок резко возрастает при удалении зеркала более чем на 30° от направления взгляда вперед-прямо.



Поле обзора через внутреннее зеркало заднего вида зависит от размеров заднего окна, а зеркало должно давать возможность полностью использовать площадь окна для обзора пространства позади автомобиля. Внутреннее зеркало должно обеспечить угол обзора в горизонтальной плоскости не менее 18°, а наружные - не менее 11°. В вертикальной плоскости как для внутренних, так и для наружных зеркал этот угол должен быть не менее 6°.

Как правило, зеркала заднего вида имеют плоскую отражающую поверхность. Однако иногда для увеличения угла обзора используют сферические (криволинейные) зеркала. У них есть преимущества, но и серьезные недостатки. Они расширяют поле обзора по сравнению с зеркалами таких же размеров с плоской отражающей поверхностью. Зато плоское зеркало дает изображение объектов и их взаимное расположение в реально сопоставимых линейных и угловых размерах, а сферическое искажает их, что значительно усложняет водителю оценку ситуации позади автомобиля. Другими словами, чем меньше радиус кривизны отражающей поверхности зеркала, тем больший угол обзора оно обеспечивает, но и тем большие искажения оно дает при пользовании им. Отечественными и зарубежными стандартами установлен минимальный радиус отражающей поверхности зеркал: для легковых и небольших грузовых автомобилей - 1200 мм, а для автобусов и тяжелых грузовиков - 1800 мм.

Приведем некоторые положения из проекта правил ЕЭК ООН по зеркалам заднего вида.

"Внутреннее зеркало должно обеспечивать возможность обзора дороги двумя глазами по горизонтали позади автомобиля шириной 20 м и на расстоянии 60 м от глаз водителя. Допускается уменьшение поля обзора, вызванное наличием подголовников и таких устройств, как противоослепляющие козырьки, шторы, задние стеклоочистители, обогревающие элементы, если они не закрывают более 15% требуемого поля обзора при проекции на вертикальную плоскость, перпендикулярную продольной плоскости, проходящей через середину транспортного средства".

"Левое наружное зеркало должно обеспечивать возможность обзора дороги двумя глазами позади автомобиля шириной 2,5 м на расстоянии 10 м от глаз водителя и не должно быть удалено более чем на 55° от линии взгляда водителя прямо - вперед" (рис. 2).

"Правое наружное зеркало должно обеспечивать возможность обзора ровной горизонтальной дороги двумя глазами позади автомобиля шириной 3,5 м на расстоянии 30 м от глаз водителя. Кроме того, водитель должен иметь возможность видеть дорогу шириной 0,75 м, начиная с 4 м позади автомобиля".

В заключение несколько практических рекомендаций водителям легковых автомобилей.

Первый и основной совет - всегда пользуйтесь не только внутренним, но и наружными зеркалами. Если уж не обоими, то левым во всяком случае. Ведь, как показывает статистика ДТП, немало побитых крыльев, дверей или аварий посерьезнее случается только из-за того, что многие водители неправильно пользуются им или пренебрегают, даже когда оно предусмотрено конструкцией. А в плотном городском потоке в любой момент рядом с вами, но вне "зоны действия" внутреннего зеркала может оказаться какой-то автомобиль, и каждый ваш маневр в такой ситуации чреват осложнениями. Поэтому перед пуском двигателя прежде всего следует поставить зеркала на место, если они были сняты. А заняв место за рулем, обязательно проверьте и при необходимости отрегулируйте их установку. Если внутреннее зеркало заднего вида имеет механизм переключения отражающих поверхностей для предотвращения ослепления водителя светом фар машин, идущих следом, не забывайте им пользоваться.

При нормальном положении головы (взгляд прямо-вперед) во внутреннем зеркале должно быть заднее стекло на всю ширину и верхняя его кромка. Тогда дорога и движущиеся по ней транспортные средства будут видны без наклона вперед головы водителя.

В наружном боковом зеркале заднего вида при том же положении головы должны быть видны дорога позади автомобиля и часть левой (или правой) боковой поверхности самого автомобиля. Обязательно видимой через левое зеркало должна быть часть дороги шириной не менее 2,5 метра от левого борта и до горизонта от 10-метровой отметки за спиной водителя.

В правом боковом зеркале должна просматриваться зона дороги шириной 3,5 метра от борта автомобиля на расстоянии 30 метров, а также 0,75 метра на расстоянии 4 метра сзади автомобиля. Все эти зоны показаны на рис. 3.

 
     
  Место на хостинге Bezdeneg.Biz Сайт бесплатно    © 2008 AUTOINVALID.NET.RU