ГЛАВНАЯ  
 

Холостой ход и экономия

Много ли бензина расходует автомобиль через систему холостого хода? Да пустяки, мелочь, - ответит большинство водителей. Посмотрите хотя бы в карбюратор ВАЗ: проходное сечение отверстия топливного жиклера холостого хода примерно 0,16 мм", а у главных жиклеров первичной и вторичной камер в сумме 2,56 мм2 - в шестнадцать с лишним раз больше. О чем же тут всерьез говорить?

А говорить есть о чем. Дело не только в проходных сечениях, но и в том, сколько времени через жиклер подается топливо. Наверняка очень немногие из нас постоянно ездят только по автомагистралям, на высоких скоростях, когда работают обе камеры карбюратора. В обычных же условиях - в населенных пунктах, на местных дорогах - вторичная камера включается редко и ненадолго, а при езде на первичной камере бензин из системы холостого хода подается почти все время. В режиме торможения двигателем и при работе на холостом ходу топливо поступает только через эту систему.

Подсчитано, что в среднем на всех эксплуатируемых автомобилях через систему холостого хода протекает 11 - 13% расходуемого бензина.

На загруженных транспортом улицах с частыми остановками у светофоров эта доля заметно возрастает. Испытания по специальному циклу, имитирующему езду в самых стесненных городских условиях, показывают, что потребление топлива через систему холостого хода (см. таблицу) превышает 20% от

общего расхода. таким образом, если в среднем автомобиль на 100 километров пути расходует 8-10 литров бензина, то из них один-два литра (в зависимости от условий эксплуатации) поставляет система холостого хода. А это немало.

Данный подсчет относится к случаю, когда эта система на автомобиле отрегулирована правильно с точки зрения экономичности. А как обстоит дело в жизни?

Сначала несколько замечаний технического харантера. Между расходом топлива на холостом ходу и содержанием окиси углерода (СО) в отработавших газах существует Прямая связь, поскольку оба показателя зависят от состава рабочей смеси. В качестве примера эта зависимость показана на графике применительно к двигателю ВАЗ-21011 (см. рисунок). График построен по данным, которые получали, изменяя положение регулировочного винта качества смеси. Напомним, что на содержание СО существует ГОСТ, а соответствие автомобилей указанным в нем нормативам контролируется Госавтоинспекцией. В частности, для автомобилей, выпущенных после 1 января 1980 года, норма составляет 1,5%.

Теперь вернемся к нашему вопросу. У "жигулей" и "москвичей" при техобслуживании на московских СТО, как правило, обнаруживают до четырех-пяти, а порой и до шести процентов СО а отработавших газах. Это значит, что через системы холостого хода этих машин расходуется почти а 1,4 раза больше бензина, чем было бы при регулировке, соответствующей нормативу токсичности. Такие автомобили не только сверх меры загрязняют воздух, которым мы дышим, но и напрасно сжигают в среднем 0,6 литра бензина на каждые 100 километров пути. За год этот перерасход топлива составляет заметную цифру - около 50 литров.

Почему так происходит? Потребность в регулировке холостого хода возникает довольно часто, а правильно выполнить эту операцию можно только с помощью специального прибора, например газоанализатора. Однако редко кто из нас подходит к этому "мелкому" делу на столько серьезно, чтобы ехать на СТО, выстаивать очередь и платить рубль за то, что можно сделать самостоятельно, "на слух", как рекомендовано в многочисленных пособиях и инструкциях. И делают сами. "Ловят" винтом качества положение, которое дает наибольшие обороты коленчатого вала (тем самым, безусловно, получая обогащенную смесь), подправляют их винтом количества, и на том регулировка кончается. Проверка газоанализатором показывает, что в этом случае содержание СО как раз и получается равным 4-5%. Накладна такая регулировка и для владельца машины, и для общества. Но как же быть, если все-таки эту работу нужно выполнять своими силами?

Хорошее решение появилось недавно. В августовском номере 1981 года журнал рассказал о новом выпускаемом у нас диагностическом приборе - оптическом индикаторе качества смеси ИКС-1, при помощи которого можно отрегулировать систему холостого хода на оптимальный рабочий режим. (Цена индикатора 11 рублей 80 копеек.)

Этот простой прибор предназначен для визуального контроля процесса горения в цилиндре. Надежность его действия обеспечивается именно тем, что мы непосредственно, своими глазами, видим цвет пламени в камере сгорания.

Редакция получила ИКС-1 для испытаний и опробовала его на практике.

Первое, что нас интересовало, - возможность и удобство установки прибора на двигатели наиболее распространенных легковых автомобилей. На "Жигулях" (фото 1), "Запорожце" (фото 2) и "Волге" установка прибора не вызвала никаких затруднении. На "Москвиче-2140" было несколько сложнее. У двигателя "412" колодцы в головке цилиндров у свечных отверстий очень глубокие и небольшого диаметра. Свеча индикатора вворачивалась легко, а вот пластмассовая трубка, которая надевается на свечу, никак не входила в колодец на нужную глубину - мешала расположенная сбоку бобышка с контактным проводом. Надеть трубку на свечу удалось только в одном положении - когда бобышка направлена вниз и примерно на 45° отклонена в сторону от вертикали (фото 3). После того как трубка установлена, зер- кало а нее можно вставить в любом удобном для наблюдения положении.

О самом процессе регулировки карбюратора с помощью ИКС-1 у нас осталось хорошее впечатление, хотя здесь есть свои особенности. Неправ тот, кто ожидает, что наблюдаемые вспышки будут яркими, как, например, сигнальная лампа. Нет, они несколько блеклые, но хорошо различимы. Все же для большего удобства работы автомобиль лучше ставить в затененное место. При первом опыте, вращая винт качества в обе стороны и наблюдая за цветом пламени в цилиндре через зеркальце прибора, мы буквально через минуту уже хорошо ориентировались в процессах горения. Набив руку, решили проверить результаты по показаниям газоанализатора. Этот эксперимент мы провели на ВАЗ-2101 с пробегом 7S тысяч километров, убедившись с помощью диагностического мотор-тестера в исправном состоянии всех систем его двигателя. Оптический индикатор установили в третий цилиндр, а датчик газоанализатора - в выпускной трубе глушителя. Опыт повторили трижды, каждый раз нарушая регулировку и вновь добиваясь наилучшего (по инструкции ИКС-1) цвета пламени. Одновременно другой участник эксперимента записывал показания газоанализатора, йе называя их вслух. По окончании эксперимента выяснилось, что все три раза регулировка системы холостого хода по цвету пламени дала требуемый результат: содержание СО в отработавших газах колебалось в пределах 1,4-1,5%.

По окончании теста ИКС-1 мы решили посмотреть, что получится, если в нарушение инструкции, требующей устанавливать прибор в один из средних цилиндров (на "жигулях", "москвичах", "волгах"), ввернуть его в первый. Этот эксперимент, как и следовало ожидать, закончился неудачей - при всем нашем старании меньше 2,0% СО газоанализатор ни разу не показал. Стало быть, к предупреждению в инструкции нужно отнестись самым серьезным образом. При расположенных в ряд цилиндрах рабочая смесь распределяется по ним несколько неравномерно, и при установке индикатора в первый или четвертый цилиндры совпадения в регулировках по ИКС-1 и газоанализатору не будет.

В заключение еще один вывод, вернее, совет. Процесс горения смеси в цилиндре зависит от качества работы всех систем двигателя. Поэтому стоит принять за правило такой принцип: при профилактических работах на двигателе регулировка холостого хода должна быть завершающей операцией, проводимой после всех других регулировок, предписанных инструкцией.



 
     
  Место на хостинге Bezdeneg.Biz Сайт бесплатно    © 2008 AUTOINVALID.NET.RU