ГЛАВНАЯ  
 

Автомобильные шины

Конструирование и производство шин теснейшим образом связано с развитием автомобилестроения и дорожной сети. Сегодня пять мощных заводов ежегодно поставляют на внутренний рынок сотни тысяч легковых машин самых разных моделей и модификаций. Седаны, универсалы, "вездеходы", в исполнении "для села" и "люксы". Соответственно и шинная промышленность выпускает для них покрышки с дорожным и универсальным рисунками протектора, зимние и повышенной проходимости, камерные и бескамерные, диагональные и радиальные, различных размеров и грузоподъемности.

Год от года растет протяженность дорог с твердым покрытием. Но, как бы ни развивалась их сеть, всегда и везде останутся грунтовые дороги, зимой будут снег и лед, а весной и осенью вода и грязь, горожанин захочет купить "вездеход", а житель деревни - "люкс". Словом, всевозможных комбинаций из моделей машин, покрышек и условий эксплуатации может быть великое множество. Но среди них есть главные, определяющие моменты, которые следует учитывать, приобретая шины для своего автомобиля. Покупка должна быть выгодной в эксплуатации.

Первое, что учитывают при выборе шины, - где она будет служить большую часть своего пробега и как часто от нее будет зависеть проходимость автомобиля. Наверное, если машина живет в городе и лишь изредка попадает на проселок, ее целесообразнее "обуть" в покрышки с дорожным рисунком. Возможно автомобиль, в основном, ездит по асфальту, но каждый день сворачивает на проселок. У такого варианта могут быть два решения, зависящие еще и от преимущественной погоды. Большую часть года сухо - подойдут универсальные шины, мокро - выгоднее зимние. И только в одном случае можно говорить о шинах повышенной проходимости - это практически постоянная эксплуатация автомобиля на проселках и бездорожье.

Конечно, могут быть и другие комбинации дорожных условий, различные возможности у автолюбителя в приобретении шин, да и просто его собственное отношение к эксплуатации машины. Все учесть трудно, но важно, чтобы выбор шин и их эксплуатация всегда были осознанными, грамотными. Для этого нужны конкретные знания, к которым мы и перейдем.

Рисунок протектора - это основной внешний признак шины, на который обращают внимание при покупке. Четыре его типа - дорожный, универ сальный, зимний и повышен ной проходимости - удовлет воряют потребности движения по наиболее характерным до рогам. Создавая покрышку, конструкторы стремятся так спроектировать протектор, чтобы он был износостойким, хорошо сцеплялся с дорогой и вместе с тем ослаблял воздействие от ее ударов и толчков на каркас шины, предохраняя его и камеру от возможных механических повреждений, да к тому же уменьшал колебания, передаваемые от дороги на ' трансмиссию машины. Сложная это задача. Поэтому каждая шина, предназначенная для конкретных дорожных условий, представляет собой компромиссное, оптимальное решение.

Дорожный рисунок всегда очень насыщен. Множество составляющих его элементов образует продольные ребра и канавки, позволяющие быстро вращающейся шине уверенно сцепляться с сухой или мокрой асфальтированной или бетонной дорогой. Однако на грязных или заснеженных дорогах эти шины утрачивают свои замечательные качества. Неглубокие и довольно узкие канавки не успевают раздавить и отвести из пятна контакта слой грязи или снега, шина "засаливается" и превращается в гладкий каток, проскальзывающий даже от небольшого усилия мотора.

Для эксплуатации на грунтовых дорогах и загрязненных с усовершенствованным покрытием более пригодны шины с универсальным рисунком протектора. Он менее плотен, чем дорожный, канавки между элементами у него пошире и в продольном, и в поперечном направлениях. Такой рисунок оставляет на мягком грунте более рельефный след, лучше очищается от грязи, но при той же скорости движения по сухой твердой дороге изнашивается на 10 - 15% больше. У него и выше шумность. Чтобы универсальные шины служили дольше, их надо щадить и на асфальтовых шоссе ехать немного медленнее, чем наши коллеги на дорожных шинах.

Справа от заголовка показана шина с зимним рисунком протектора. В известной степени его название условно, такие покрышки пригодны не только для снежных, но и для всякого рода мокрых, грязных и рыхлых дорог. Подчеркиваем, не бездорожья, а именно дорог, на которых два предыдущих рисунка не могут обеспечить достаточного сцепления, а значит н безопасного движения. Зимний рисунок составлен из отдельных резиновых блоков, площадь которых в общем пятне контакта шины составляет обычно 60-70%. Естественно, что на сухих твердых дорогах они изнашиваются еще интенсивнее и неравномернее дорожных и универсальных. Особенно это сказывается в летнее время, когда повышается рабочая температура покрышки. Надо отметить, что они шумнее, обладают повышенным сопротивлением качению и, разумеется, способствуют более высокому расходу топлива. Оставлять их на лето или вообще постоянно эксплуатировать машину с такими шинами целесообразно только в том случае, если плюсы от этого будут весомее минусов.

В качестве сезонной - только зимней "обуви" для езды по льду и укатанному снегу - такие покрышки хороши с шипами противоскольжения. В некоторых шинах уже на заводе при вулканизации делают специальные гнезда под шипы, но можно высверлить их и самостоятельно специальным сверлом. Об этом подробно рассказано в февральском но мере "За рулем" 1981 года.

Особый тип рисунка протектора имеют шины повышенной проходимости. Их устанавливают на машины, которым предписано большую часть жизни провести на грунтовых дорогах. Такие покрышки исправно толкают автомобиль и на мокром черноземе, и на влажной луговине, и на снежном поле. Ездить на них по су-' хим твердым дорогам крайне невыгодно: на той же скорости они изнашиваются вдвое быстрее дорожных, на мокром же асфальте вдвое меньшая площадь контакта у грунтозаце-пов - очень слабая опора для колеса и при ускорении, и на повороте, и при торможении. Не вдаваясь в точные расчеты, можно сказать, что на шинах повышенной проходимости безопасная скорость вдвое ниже той, которая может быть рекомендована для дорожных и даже универсальных.

Кроме того, естественные и неотвратимые для трудных дорог нагрузки, которые выпадают на долю трансмиссии автомобиля, при езде на шинах повышенной проходимости по твердым дорогам дополняются постоянной вибрацией. О шум-ностн и сопротивлении качению этих шин можно и не говорить, так как на шоссе они выше, чем у всех других типов, а на мокром грунте первый параметр не имеет значения, а вторым приходится оплачивать способность шины проминать грунт и отталкиваться от него, одновременно очищаясь.

Следующий показатель, по которому судят о шнне. - ее размер. Он же определяет и пригодность покрышки для уже имеющихся на автомобиле ободов. Напомним, что размер обода всегда приводится в руководстве по эксплуатации машины, а смысл его заключается в указании ширины между бортами (профиля) обода в дюймах или миллиметрах.

Размер шины, как и еще целый ряд характеристик, о которых будет сказано ниже, четко наносят на ее боковой поверхности. Прежде его обозначали только в дюймах, например: 6,70 -15, где первое число - ширина профиля, второе - посадочный диаметр. Позднее к дюймовому обозначению в скобках добавляли миллиметровое, и это выглядело так: 6.70-15 (170-380).

ГОСТ 4754-80 предписывает обозначать размеры несколько иначе. Диагональные шины с отношением высоты профиля к его ширине (Н/В) 0,88 и более, как и прежде, имеют дюймовое обозначение. Если отношение Н к В равно 0,82, то обозначение смешанное: через дробь две пары чисел, у которых первое - ширина профиля в миллиметрах или дюймах, а второе - посадочный диаметр только в дюймах. Пример такого обозначения: 165-13/6,45- 13. У радиальных шин обозначение иного вида - 205/70R14. например. Здесь сначала стоит ширина профиля в миллиметрах, через дробь - индекс серии или отношение Н к В, затем буква R. указываю-





 
     
  Место на хостинге Bezdeneg.Biz Сайт бесплатно    © 2008 AUTOINVALID.NET.RU