ГЛАВНАЯ  
 

Автомобиль и окружающая среда

Преобразующая деятельность человека на Земле приносит не только положительные результаты. Промышленные предприятия, транспорт выбрасывают в атмосферу тысячи тонн веществ, в той или иной степени вредных для здоровья людей, .для природы. Причем по некоторым из них, например окиси углерода, печальное первенство принадлежит автомобилю.

Преодоление отрицательных последствий индустриального развития, урбанизации, перенасыщения дорог автомобилями становится все более неотложной задачей. Но в сегодняшнем мире, оплетенном густой сетью экономических, социальных и других связей, решать ее в границах одной страны и даже целого региона невозможно: требуется согласованная стратегия.

Вот почему борьба за чистоту атмосферы оказалась ныне а центре внимания многих международных организаций, включая и такую авторитетную, как Организация Объединенных Наций. В рамках ее действует ЮНЕП - программа ООН по окружающей среде, в задачу которой входит разработка, обобщение и распространение методов оценки, контроля и, главное, способов снижения отрицательного воздействия на окружающую среду промышленного производства. Одно из направлений программы - борьба с загрязнением воздуха автомобильным транспортом. Этой проблеме и был посвящен межрегиональный семинар под эгидой ЮНЕП и Вемирной организации здравоохранения (ВОЗ), проведенный в Москве. Он собрал специалистов 14 стран Европы, Азии, Африки, представителей ЮНЕП, ВОЗ, экономических комиссий ООН для Европы и Африки.

Участники представляли государства с различным уровнем экономического и социального развития. Но что показательно: наибольший интерес проявили к семинару развивающиеся страны, где, как считают, негативное влияние автомобилизации еще не сказалось достаточно сильно. Так ли это?

В - наши дни автомобильный парк наиболее быстро растет именно в этих странах: если количество легковых машин в Западной Европе поднялось за последние 10 лет на 52%, то в странах Азии (без Японии и КНР) - на 91%, Латинской Америки - на 108 и Африки - на 112%. Быстрый рост промышленности, городов, а вместе с ними и автомобильного парка уже сегодня серьезно осложнил экологическую обстановку во многих развивающихся странах.

В ряде государств, прежде всего там, где ведущую роль в экономике играет частный капитал, правительственные и общественные организации не располагают достаточными средствами обуздания "автомобильной стихии".

Всеобщее внимание участников семинара привлек опыт Нашей страны, где забота о здоровье граждан, сохранении биосферы, чистоте воздуха стала частью государственной политики и основывается на законодательных актах, среди которых и "Закон России об охране атмосферного воздуха".

Курс на преимущественное развитие общественного транспорта позволил значительно смягчить негативные последствия массовой автомобилизации.

Идея опережающего развития общественного транспорта, как показали дискуссии на семинаре, получает широкое признание. Такой подход позволяет не только уменьшить количество машин на дорогах и более эффективно использовать топливо. Транспорт общего пользования сосредоточен, как правило, в крупных предприятиях, поэтому легче наладить его регулярное обслуживание и контроль, поддерживать машины исправными в течение всего срока службы. А именно от их технического состояния в немалой степени зависит уровень загрязнения воздуха. По имеющимся данным, выбросы окиси углерода (СО) и углеводородов значительно возрастают с увеличением пробега и через 80 тысяч километров могут вдвое превзойти норму. В значительной мере по этой причине во многих городах мира состояние воздушного бассейна продолжает ухудшаться несмотря на то, что у новых моделей автомобилей уровень токсичности значительно снижен.

Уменьшению в городах России загрязнения воздуха автомобилями во многом помогло введение государственных стандартов: ГОСТ 17.2.2.03-77,* регламентирующего содержание СО в отработавших газах бензиновых двигателей; ГОСТ 21393-75, устанавливающего предельно допустимую дымность отработавших газов дизелей, отраслевого стандарта автомобилестроения, который нормирует содержание окиси углерода и углеводородов в отработавших газах. Все действующие в России стандарты согласованы с требованиями Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН и предусматривают как проверку новых автомобилей, так и машин, находящихся в эксплуатации. Для этого транспортные предприятия и ГАИ используют специальные приборы.

Что можно, что предстоит еще сделать для дальнейшего обезвреживания автомобиля как источника загрязнения воздуха? Этот вопрос рассматривался участниками семинара в тесной связи с проблемой улучшения топливной экономичности. Известно, что первые шаги по снижению токсичности отработавших газов вызвали некоторое увеличение расхода топлива из-за неблагоприятных (с точки зрения экономичности) режимов работы двигателя. Ныне найдены методы, позволяющие успешно сочетать чистоту выхлопа, соответствующую стандартам, и малый расход топлива при работе двигателя на обедненной смеси. Такой ее состав обеспечивается высоким качеством приготовления, точным выбором момента зажигания. Лучше всего этим требованиям отвечают системы питания с электронным регулированием, учитывающим частоту вращения, нагрузку и другие важнейшие параметры работы двигателя.

Любой автомобиль выбрасывает тем меньше вредных веществ, чем меньше он расходует топлива: зависимость вполне очевидная. Стало быть, использование резервов экономичности автомобиля - улучшение аэродинамики, снижение массы, сокращение потерь в трансмиссии - сопутствует снижению количества токсичных выбросов. Клиновидный силуэт машины со скошенной облицовкой радиатора, гладкие, без выступающих деталей поверхности кузова, столь характерные для многих легковых моделей последних лет, - отнюдь не результат оскудения фантазии дизайнеров, а следствие ее подчинения рациональным началам, требованиям экономии. По той же причине легкие сплавы и пластмассы все более интенсивно вытесняют из автомобиля металл: ожидают, что доля пластмассовых деталей с 25% в настоящее время повысится до 35-40% в нынешнем десятилетии. Здесь стоит заметить, что судьбу той или иной новинки, целесообразность ее внедрения во многом определяют экономические факторы, ибо достижения технологии зачастую опережают реальные возможности ее применения.

Автомобиль еще долго будет основным средством транспорта, особенно в городах, а потому условия жизни, чистота воздуха должны определяться не только совершенством его конструкции, но и совершенством самого города - его планировки и транспортной системы. Основная задача здесь - обеспечить движение с минимальным числом остановок и по возможности высокой средней скоростью: ведь наибольший выброс токсичных веществ происходит при работе двигателя с прикрытым дросселем, на обогащенной смеси. В одном из докладов, прочитанных на семинаре, указывалось, что в условиях типичного европейского города объем выбросов уменьшается на треть при увеличении скорости с 10 до 20 км/ч, на одну пятую - при росте с 20 до 30 км/ч.

Обсуждение докладов выявило, разумеется, и нерешенные задачи, определенные недостатки в важном деле сохранения биосферы. Но в центре внимания оставались практически достигнутые результаты, конкретные действия. Знакомясь с Москвой, зарубежные гости могли воочию убедиться в их реальности. Планомерная реконструкция и развитие столицы по Генеральному плану направлены на всемерное улучшение ее транспортной системы.

Немало интересного нашли участники семинара на крупнейших столичных автотранспортных предприятиях, оснащенных всем необходимым для диагностики, обслуживания и ремонта машин. Ознакомились они с опытом эксплуатации газобаллонных грузовиков и электромобилей.

Московская встреча стала еще одним шагом на пути к желанной для всех цели, имя которой - чистый воздух.



 
     
  Место на хостинге Bezdeneg.Biz Сайт бесплатно    © 2008 AUTOINVALID.NET.RU