ГЛАВНАЯ  
 

Особенности движения по городу

Думаем, что тот, кто приобрел хоть небольшой водительский опыт, уже понял: в городе сложнее ездить, чем по плохому проселку, горной или любой другой дороге. Правильно. На городской улице нет рытвин, ухабов, опасных поворотов, но дорожная ситуация меняется буквально ежесекундно, и, как бы вы хорошо ни владели машиной, без умения "вписаться" в эту среду движения и прогнозировать поведение окружающих вы далеко не уедете. Есть два уровня такого прогноза. Первый - предполагать, что нарушений Правил ни с чьей стороны не будет; второй - допускать и такую возможность. Ограничиться прогнозом первого уровня, - следовательно, рано или поздно стать участником ДТП. И тот факт, что при этом не окажется вашей вины, утешение слабое. С учетом сказанного мы рекомендовали бы при езде по городу руководствоваться следующими пятью принципами.

Принцип первый - "скупость маневра". Ведите машину спокойно, с минимальным числом перестроений, резких торможений и т. п. Ваши действия должны быть понятны окружающим. Прогнозировать нужно не только чужие маневры, но и свои. "Дерганая" манера езды действует на нервы вашим партнерам и может привести к печальным последствиям. Разумеется, "стратегическая" езда требует умения делать долгосрочные прогнозы. Например, стоит ли перестраиваться в крайний правый ряд, если впереди идет троллейбус? Ведь он неминуемо остановится, и вам снова придется искать место в соседнем ряду, что не так-то просто, если машины идут плотным потоком.

Сами маневры старайтесь выполнять без излишеств, собранно. Скажем, при левом повороте желательно выбрать такую траекторию, чтобы у поворачивающего следом не возникло сомнения в ваших намерениях, а вы в то же время не оказались на полосе встречного движения.

Второй принцип - "свобода вынужденного маневра". Если вы видите, что назревает острая ситуация, быстро оцените, кто рядом, кто сзади, и заранее определите место, куда можно будет впоследствии "спрятаться". Либо убедитесь в возможности резко затормозить, не рискуя получить удар сзади. Во всех случаях избегайте "коробочки" между двумя соседними машинами. Другими словами, старайтесь вести машину так, чтобы у вас всегда была свобода маневра, даже если он окажется вынужденным.

Третий принцип - "готовность к действию". Имеется в виду своевременная подготовка к возможному резкому торможению, повороту, ускорению, когда эти действия могут потребоваться. Нужно не оставлять без внимания любое изменение дорожной обстановки, другое дело, что за этим не всегда должны следовать какие-то конкретные меры. Но готовность к ответной реакции желательно обеспечить, как говорится, "номер один", то есть нога на педали тормоза, рука на переключателе света или кнопке звукового сигнала. Достаточно иногда и чисто психологической готовности, что также сократит время реакции.

Четвертый принцип - "чрезмерная перестраховка вредна". Двигаться нужно достаточно быстро, примерно с той же скоростью, что и весь поток, но не с меньшей - иначе подвижная среда начнет вас отторгать. Попробуйте, например, перестроиться в потоке машин, движущихся со скоростью 60 км/ч, если у вас на спидометре 40, не создавая при этом никому помех, как того требуют Правила. Вряд ли получится.

Пятый принцип - "смотри вокруг". Нужно быть постоянно в курсе того, что происходит не только впереди, но и по сторонам и сзади машины. С одним внутренним зеркалом сделать это трудно, так как не видно, что происходит в "слепых" зонах слева и справа. Однако наружные зеркала часто ставят неправильно, так, что они просто дублируют зеркало в салоне, в то время как их зоны видимости должны лишь чуть перекрываться. Водитель должен в любой момент знать обстановку вокруг, поэтому в зеркала надо смотреть постоянно, примерно каждые 10-15 секунд, и обязательно перед маневром, торможением или назревающей опасной ситуацией.

Теперь хочется сказать несколько слов о манере поведения, точнее общения с партнерами по движению. Одно из важнейших качеств водителя, как известно, вежливость, предупредительность. Вот представьте, что вы следуете по улице с интенсивным движением и вдруг перед вами по какой-то причине встал автомобиль. Объехать его практически невозможно - по соседнему ряду автомобили едут впритык, как будто специально, чтобы кто-нибудь между ними не вклинился. Спасают положение только мягкосердечные или нерасторопные (к сожалению, первые встречаются не часто). Между тем в ряде стран предписано проезжать такие узкие места поочередно: одна машина из ряда с препятствием - одна из свободного и т. д. Неплохо, если бы у нас это правило выполнялось на "джентльменских" началах и водители не злоупотребляли бы своим правом преимущественного проезда.

Для совершенствования стиля езды главное - сознательное отношение к этому. Постоянно наблюдайте, например, за тем, какие ряды бывают более свободными, в каких местах лучше начинать перестроение, в какой момент включать сигнал поворота... Свои действия постарайтесь критически проанализировать, проигрывая в уме различные варианты: "Чтобы я делал бы в такой-то ситуации?" Конечно, подобный анализ полностью не заменит практических навыков, но существенно ускорит их приобретение.

Теперь давайте рассмотрим наиболее типичные "режимы" городской езды.

Режим "проспект" - спокойное, хорошо организованное движение в несколько рядов. Разница в скоростях невелика, рядность достаточно четко определена.

Что же следует ожидать в этой, казалось бы, спокойной обстановке от своих соседей по "проспекту"? Впереди идущая машина может неожиданно начать тормозить. Ваша задача - выдержать дистанцию безопасности и быть предельно внимательным, чтобы сразу же среагировать на стоп-сигнал, если он загорится. Дистанция, которую следует держать в потоке, кроме всего прочего, должна выбираться в зависимости от быстроты вашей реакции.

Теперь о соседях справа и слева. Здесь важно предугадать их намерение перестроиться в ваш ряд. Чтобы предвидеть этот маневр, необходимо заранее распознать побудительную причину. Чаще всего это стоящая или медленно движущаяся машина, пешеходы на проезжей части, какие-нибудь препятствия на дороге, нежелание попасть на "стрелку" перед светофором.

Непредвиденные маневры можно ожидать от едущих слишком медленно, неуверенно или от тех, у кого на стекле автомобиля буква "У", "зеленый листок". Если грузовик с прицепом перед вами начал смещаться из крайнего правого ряда левее, не спешите занимать освободившееся пространство - не исключено, что это первая фаза правого поворота. Такая ситуация вроде бы хорошо знакома, однако простодушных еще находится немало, и лишнее напоминание здесь, думается, не повредит.

Вели соседний автомобиль не оборудован боковым зеркалом, будьте начеку, другой водитель может о вашем существовании не подозревать. Желательно заранее приготовиться к подаче звукового сигнала и оценить свободу маневра.

Навязчивый сосед сзади, пожалуй, наиболее неприятен. Когда "висят на хвосте" - поневоле изменяется весь стиль езды и ощущается нервное напряжение. Но даже если водитель, движущийся за вами, держит достаточную дистанцию, перед торможением лучше сначала слегка нажать на педаль, чтобы загорелся стоп-сигнал. Возможно, это выведет заднего из состояния задумчивости, а вас освободит от необходимости доказывать свою правоту. Проезжать мимо стоящих транспортных средств следует осторожно. Подальше уходите влево от тех, которые только что остановились - их водители нередко, игнорируя Правила, открывают дверь и выскакивают из кабины, не убедившись в безопасности. Так же действуйте, объезжая автобус или троллейбус на остановке. Это дает возможность вовремя заметить пешеходов, выходящих из-за них, и принять необходимые меры. Безопаснее всего проезжать мимо автобуса или троллейбуса, когда они уже тронулись с места. Наконец, нелишне напомнить предписание Правил, требующее не создавать помех отъезжающему от обозначенной остановки городскому общественному транспорту.

Перекресток. Зеленый свет светофора, если он горит давно, сигнал для подготовки к действию и выяснению свободы маневра. Конкретно - необходимо приготовиться отреагировать на возможное резкое торможение впереди идущего транспорта и в то же время посмотреть в зеркало и оценить собственную возможность резко тормозить, если потребуется. Подъезжая к перекрестку при запрещающем сигнале, можно действовать по-разному. При кеинтенсивном движении и отсутствии "висящих на хвосте" приближаться помедленнее в расчете на то, что вскоре загорится зеленый сигнал и не придется останавливаться. При этом нужно быть осмотрительным и помнить, что проезжать даже на разрешающий сигнал мимо стоящих или еще только трогающихся с места автомобилей нельзя. Перед ними может оказаться не успевший перейти улицу пешеход или завершающий маневр автомобиль. Второй способ - самый обычный - плавное торможение до полной остановки. Он применяется в тех случаях, когда нельзя воспользоваться первым. Перед началом торможения опять же посмотрите в зеркало, затем слегка нажмите на педаль, чтобы загорелся стоп-сигнал, и уж потом тормозите энергичнее.

Еще один режим городской езды несколько сложнее "проспекта". Его можно условно назвать "живая улица". Имеется в виду также многорядное движение, но чем-то осложненное. Например, трамвайными путями, стоящим транспортом, изменяющейся шириной проезжей части, интенсивным пешеходным движением и т. д. Все эти препятствия, как правило, приводят к тому, что в потоке постоянно происходят перестроения автомобилей, и изменяющееся фактическое количество рядов уже не позволяет говорить о движении по строго определенным полосам. Возрастает и разница в скоростях, что требует от водителя большого напряжения и быстроты реакции при каких-либо маневрах.

Организованность движения на "живых улицах" в большой степени зависит непосредственно от тех, кто за рулем. Прежде всего, надо правильно оценивать реальное количество рядов для движения и в соответствии с этим выбирать оптимальное место в потоке. Подобными же соображениями надо руководствоваться, останавливаясь одним из первых перед запрещающим сигналом светофора. Если вы остановитесь, не задумываясь о других, то образуется толчея, которая потом трудно рассасывается. Другими словами, постарайтесь понять внутреннюю логику дорожного движения, тогда вы найдете в нем свое место, так что не мешаете другим.

Теперь несколько слов о конкретных ситуациях. Вот, например, трамвай. Нелишне напомнить, что при повороте налево, в ожидании разрешающего сигнала светофора или пропуская встречный транспорт, нельзя выезжать на трамвайные пути. У остановок, выделенных разметкой, проезжая часть становится уже, поэтому перед такими участками не имеет смысла занимать крайний левый ряд. На наш взгляд, не стоит злоупотреблять движением по трамвайным путям попутного направления, хотя это и разрешено Правилами. Это можно себе позволить только на хорошо знакомых улицах, иначе вы рискуете влететь с ходу в выбоину, так как качество покрытия у трамвайного полотна обычно оставляет желать лучшего.

Перед скоплениями пешеходов нужно быть всегда готовым к перестроению из правого ряда в левый, поскольку нередко они предпочитают ожидать разрешающего сигнала светофора, стоя на проезжей части. Вообще интенсивное пешеходное движение на "живых улицах" имеет свои особенности. Оно изобилует "перебежчиками". Их легко определить по характерной позе, сосредоточенности и нацеленности на предстоящий рывок. Следует всегда быть готовым к их неожиданным маневрам. Не обольщайтесь кажущейся инертностью пешеходов, скапливающихся у "зебры". Они никогда не забывают о своих правах и, достигнув некоторой "критической" численности, обязательно используют любое окно в потоке автомобилей. Будьте к этому готовы, остановитесь и не раздражайтесь - они правы.

На узких улицах, где движение в один ряд в каждом направлении, ехать в общем-то несложно. Однако здесь в наибольшей степени проявляют себя различные препятствия. В первую очередь еще раз стоит напомнить о внимании к пешеходам, поскольку их появление можно ожидать практически в любом месте. Особенно осторожно - на небольшой скорости и по возможности дальше от края дороги - следует ехать вдоль рядов зеленых насаждений у тротуара.

Проезжая мимо скоплений людей, важно уметь выделить из толпы тех, кто представляет для вас опасность. Это спешащие к проезжей части или те, кто стоит у ее края, не глядя в вашу сторону. Тот, кто в вашу сторону смотрит, как правило, не опасен. Правда, и здесь нужен дифференцированный подход. Так, например, пожилые люди не всегда правильно оценивают расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и могут начать переход в самый неподходящий момент. Всегда будьте внимательны к детям, так как их действия часто бывают непредсказуемы.

Обгон на узкой улице обычно связан с выездом на полосу встречного движения. Если обгоняют вас, а встречный автомобиль уже близко - притормозите. Если обгоняете вы, то необходимо посмотреть, нет ли на пути обгоняемого какого-либо препятствия. Начинать обгон удобно сразу после перекрестка - больше расстояние до следующего. Наконец, перед обгоном следует подумать о том, насколько он вообще целесообразен: на загруженных узких улицах выигрыш даже от двух-трех обгонов обычно незначителен.

Если же вы собираетесь повернуть налево, то, подъезжая к перекрестку и включив указатель поворота, предупредите тех, кто едет сзади, о вашем намерении. Для этого достаточно заблаговременно несколько раз слегка нажать на тормоз.

Конечно, в этих заметках сказано далеко не обо всех "тонкостях" езды по городу. Да это и ни к чему, так как никакие советы не заменят опыта. Но для того, чтобы опыт накапливался активно, надо, чтобы практика была осмысленной. Если наши заметки в этом плане окажутся вам полезны, то мы будем считать, что цель достигнута.



 
     
  Место на хостинге Bezdeneg.Biz Сайт бесплатно    © 2008 AUTOINVALID.NET.RU