АВТОМОБИЛЬ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ  
 

Дорога для всех одна. Водители, соблюдайте культуру и правила движенния!

Благоприятного морального климата на наших дорогах все мы, конечно, желаем. Для безопасности движения хорошие взаимоотношения между водителями значат очень много.

Почему так трудно стало ездить? Почему дорога подчас выжимает из водителя все силы, и после нескольких сот километров хочется упасть в траву и ни о чем не думать? По-моему, дело не только в выросшем количестве транспорта и в нелегком грузе ответственности за жизнь пассажиров, пешеходов (хотя эти факторы тоже имеют место), а в той напряженности, которую мы очень часто сами для себя на дорогах создаем. В ней-то, может быть, в первую очередь...

Комфортабельный кузов современного автомобиля, видимо, вызывает у некоторых водителей иллюзию изолированности, в их сознании транспортный поток распадается как бы на независимые одна от другой единицы. А между тем безопасное движение на дороге, я уж не говорю о городских улицах, давно предполагает коллективное участие. Индивидуалисты же создают ту нервозную обстановку, которая понапрасну изматывает наши силы и грозит, в конечном итоге, дорожно-транспортным происшествием.

Обгон самый сложный из маневров, который приходится совершать водителю. И, конечно же, тут надо быть особенно внимательными и предупредительными друг к другу. Это значит не рисковать, выбирать для маневра наиболее благоприятный для всех момент. Увы, многие водители обгоняют, как говорят, на пределе. Подбираются вплотную к обгоняемому автомобилю, с так называемым "подпором", что лишает другого водителя необходимой свободы действий, и не думают уже ни о чем, кроме как поскорее оставить его позади.

Расчет у такого "гонщика" примитивен: двигатель мощный - вытянет, за рулем других автомобилей люди благоразумные - не убийцы же в самом деле! - подстрахуют в случае чего. Действительно, вот и на этот раз все закончилось благополучно, все живы-здоровы, машины целы и невредимы. Можно бы и порадоваться друг за друга. Но что-то не хочется. Думаешь о другом: как появляются на дорогах люди, ставящие риск выше жизни окружающих и своей собственной? Ведь зачастую буквально через несколько минут обстановка для обгона создавалась вполне благоприятная. Для чего же было играть на нервах? К тому же, как правило, оказывается, что обгон, выполненный такой ценой, был не нужен: вот он, обгонявший, остановился на обочине у ведер с фруктами или, устав "гоняться", резко сбавил скорость, и через несколько километров вы его настигаете.

Создается впечатление, что эти водители, гоняющиеся за собственной тенью, просто не могут видеть перед собой другой автомобиль. Дело, безусловно, сугубо личное. Не нравится - не надо. Но тогда надо подумать о том, стоит ли вообще садиться за руль, ведь дорога - не трасса автогонки и, выезжая на нее, необходимо блюсти требования дорожной этики, не говоря уже о Правилах.

А вот другой пример. Два камаза с рефрижераторами двигались на подъем. Первый шел чуть медленнее, чем хотел второй. И вот, когда подъем закончился, его водитель пошел на обгон. Но обстановка-то уже изменилась: первый набрал достаточную скорость, да и встречная машина появилась. Водителю "Жигулей" эта ситуация предстала в виде двух гигантов, которые, заняв обе полосы, двигались стеной ему навстречу. "Жигулям" пришлось остановиться, съехав при этом на обочину. Только таким образом удалось без потерь выйти из крайне опасного положения, которое возникло только потому, что никто не хотел уступать.

В подобных случаях особенно возмущают те водители грузовых машин, которые, чувствуя свою неуязвимость перед легковыми автомобилями и мотоциклами, нередко просто игнорируют их, словно бы тех и нет на дороге. Это хамство "с позиции силы" часто граничит с преступлением.

Еще одна ситуация. На шоссе перед нашей машиной идут "Жигули", а еще впереди "Москвич". Двигаясь с равной скоростью, догоняем грузовик, и, выжидая благоприятный момент для обгона, водитель "Москвича" то принимает чуть левее, оценивая обстановку на встречной полосе, то возвращается в свой ряд - знакомый и понятный каждому маневр, в том числе, несомненно, -и водителю "Жигулей". Но когда образовался безопасный просвет во встречном потоке, он бросился вперед, настойчиво требуя дорогу звуковыми сигналами. "Москвичу" пришлось ждать нового благоприятного момента. Только теперь, боясь, видимо, что и я, двигаясь сзади него, поступлю как водитель "Жигулей", он заметно нервничал и чуть было не влип в неприятную историю: все-таки обогнал грузовик, но перед самым носом встречного ЗИЛа. А через десяток' минут, как и водится, мы легко догнали "Жигули" и снова убедились, что агрессивная силовая манера езды, как правило, не вызывается какими-то чрезвычайными обстоятельствами.

Почему же носители такого стиля не проявляют элементарного уважения к товарищам по движению? Только ли в силу инерции привычки чувствовать себя на дороге в одиночестве? В непонимании, что на ней, как и в быту, взаимоотношения должны строиться на основе доброжелательности и внимания? Вряд ли. Скорее в недостаточной общей культуре поведения. Скажем, если левую "мигалку", обозначающую начало маневра, мы еще включаем, то "отбойную" - лишь изредка. А между тем надо проявлять внимание не только к обгоняемому, но и к встречному, для которого в таком сигнале заключена совершенно необходимая информация: на расстоянии не всегда видно, в какой стадии обгона находится автомобиль. Правая "мигалка" успокаивает встречного, ею водитель как бы говорит: "Не беспокойтесь, возвращаюсь на свою полосу".

Но и от доброжелательности обгоняемого зависит, пройдет обгон гладко или нет. Еще приходится встречать водителей, у которых обгоняющий автомобиль, вызывает раздражение. Чувствуя себя непонятно в чем ущемленным, такой водитель начинает препятствовать обгону или, в лучшем случае, просто не замечает соседа.

Да что обгон, и множество других, более мелких и, вроде бы, совсем безопасных операций, если их выполнять кое-как, не думая о партнерах, способны испортить нам настроение и самочувствие, а при определенном стечении обстоятельств угрожать аварией.

Вот, не правда ли, знакомая картина. Автомобили движутся один за другим, на пути никаких помех, и, кажется, ничто не предвещает никаких опасностей. Как вдруг у впереди идущего вспыхивают стоп-сигналы, и он со всего хода начинает тормозить... Оказывается, водитель собрался съехать на обочину и остановиться. В потоке машин тут же происходит сбой. А почему бы не включить "мигалку" заблаговременно, дав ей несколько секунд поработать, а начало выполнения маневра не подстраховать миганием стоп-сигналов? Дело-то пустячное: два-три раза слегка нажать на педаль тормоза. Кстати, последний прием крайне желателен во всех случаях запланированного снижения скорости. Для сохранности и вашего автомобиля, и идущего следом. Кстати, оставляя автомобиль, иной водитель даже не задумывается ("Я только на минутку!"): не помешает ли стоящая машина другим при разъезде? Выступающие на проезжую часть габариты формально убранного с дороги автомобиля, а то и стоящего на краю проезжей части, парковка напротив автомобиля, уже остановившегося на другой стороне, в результате чего при встречном разъезде требуется снижать скорость, - это только самые характерные примеры психологии индивидуалиста.

Объезжая препятствия, которые на дорогах встречаются нередко, - участок ремонтных работ, неисправный автомобиль и т. д., такой водитель часто оценивает опасность лишь в последний момент, когда критическая ситуация уже возникает во всей своей очевидности. До этого ой видит только "створ" - свободное пространство на дороге, через который ему предстоит проехать. И вдруг выясняется, что остановиться до препятствия уже трудно, а встречный, которого следовало бы пропустить, как нарочно "медлит". Тогда и принимается решение по-быстренькому проскочить перед ним в надежде на благоразумие коллеги. Недугом "не видеть в упор" особенно страдают водители большегрузных автомобилей, а "по-быстренькому", естественно, у них получается плохо. Конечно, при интенсивном движении эдакому тяжеловесу трудно дождаться благоприятного момента, но ведь можно вежливо попросить дорогу и поблагодарить за это.

Такие же опасности создают и те, о которых можно сказать "зачарованные осевой линией". Слов нет, ехать по возможности ближе к середине проезжей части удобнее и легче. И можно, но только пока нет встречного транспорта. На дорогах же частенько приходится сторониться "зачарованных", которые, кажется, скорее готовы пойти на таран, нежели чуточку посторониться. Чаще это бывает опять-таки с водителями грузовых автомобилей и автобусов. Иные даже явно на чужую сторону заедут и мчат - ноль внимания на всех. "Хочу ли я оказаться в тех же условиях, в которые поставил (или собираюсь поставить) другого?" Давайте почаще задавать себе этот вопрос.

Выезжая на дорогу, каждый из нас требует к себе уважения и понимания, но не каждый при этом задумывается над тем, что того же ждут и от него. И получается, что предупредительности и уважения, которых мы все так страстно жаждем, мы сами же отмериваем друг другу далеко не полной мерой.

Специалисты утверждают, что человек, желающий сесть за руль автомобиля, должен обладать такими качествами, как собранность, выдержка, решительность, сообразительность, без которых освоить шоферское ремесло сложно. К ним теперь пора добавить вежливость, предупредительность, доброжелательность, чуткость, то есть умение человека "контактировать" с другими, подчинять свои желания общим интересам. Без этого быть настоящим водителем сегодня уже просто невозможно.

 
     
  Автотранспорт г. Константиновск        © 2008 AUTOINVALID.NET.RU