ГЛАВНАЯ  
 

Проведение плановых проверок автомобиля

Ситуация первая. Утро. Вы садитесь в машину, пускаете двигатель и трогаетесь в путь. Никакого осмотра, никаких проверок, поскольку накануне вечером, по приезде домой, отклонений в работе машины не отмечалось. И если поинтересоваться, когда вы в последний раз проверяли давление в шинах, вполне возможно, что ответите встречным вопросом: "А какой смысл его проверять, если проколов нет, а золотники отлично держат?" Это очень распространенное заблуждение, базирующееся на том, что резиновые стенки камеры кажутся нам незыблемой преградой для сжатого воздуха. На деле же диффузионное проникновение воздуха через резину происходит постоянно, хотя и медленно.

Скорость этого процесса в основном зависит от материала камеры. Довольно большой проницаемостью отличалась применявшаяся ранее резина из натурального каучука; использование синтетических каучуков позволило несколько улучшить положение. В последнее время шинная промышленность развивает производство камер из бутил-каучука, у которых диффузия воздуха через стенки значительно слабее. Но в любом случае вывод один - нужно периодически контролировать давление в шинах, так, как это указывается в заводской инструкции. В частности, для ВАЗ-2110 проверку нужно делать через каждые 500 километров - при среднем темпе эксплуатации это 10-15 дней. Если же вы не доставали манометр месяц-другой, весьма вероятно, что вместо положенных 1,7 и 1,8 кгс/см2 (соответственно для передних и задних шин) в них сейчас 1,3-1,4 кгс/см2. На глаз это малозаметно, а кроме того, водитель обычно смотрит на колеса, когда в машине никого нет, то есть нагрузка на шины минимальна.

Общеизвестно, что шины с недоста точным внутренним давлением изнашиваются быстрее, а в определенных условиях, например при длительном движении с высокой скоростью, - катастрофически быстро. Это главный и очень ощутимый ущерб, который такая езда наносит как самому владельцу машины, так и государству. К сожалению, проверить его величину в масштабах разового теста невозможно. Но вот увеличение расхода топлива, которое в этом случае вызвано повышенным сопротивлением качению колес, вполне поддается замеру и оценке.

Установив нормальное давление в шинах перед поездкой (на холодном автомобиле), выезжаем на шоссе и прогреваем машину, а затем определяем расход топлива на скоростях 50 и 70 км/ч, наиболее реальных в эксплуатации. Затем снижаем давление в каждой шине на 0,4 кгс/см2 и вновь делаем замеры. Результаты свидетельствуют, что аппетит автомобиля увеличился по крайней мере на 9%. Давайте примем наиболее типичные условия: вы городской житель, человек очень занятый и потому рассеянный в "мелочах", проезжаете на машине 12 тысяч километров в год, и из них примерно четверть - на шинах с пониженным давлением.

Ситуация вторая. Проездив целый день по городу, вы только вечером замечаете, что ручка воздушной заслонки утоплена не до конца: в этом положении она осталась после утреннего пуска двигателя. Такое время от времени случается и с опытными водителями. Чтобы поточнее определить влияние подобного проявления рассеянности на расход бензина, решили провести опыт предельно "чисто" - замерить расходы топлива при движении по городскому циклу, поставив автомобиль на стенд с беговыми барабанами. Это дало возможность при помощи специальной аппаратуры обеспечить совершенно одинаковые графики движения в каждом опыте. Городской цикл в нужной пропорции содержит все режимы, в которых автомобиль (по статистике) работает при обычной уличной езде. Заезды провели поочередно с полностью открытой воздушной заслонкой и с несколько прикрытой.

Чтобы выбрать степень прикрытия, прибегли к следующему рассуждению. Когда мы закрываем воздушную заслонку, увеличиваются обороты холостого хода, а это слышно во время остановок. Следовательно, прикрыть ее нужно совсем немного, так, чтобы изменение холостого хода было малозаметным. Руководствуясь этим, потянули ручку "подсоса" настолько, чтобы вращение коленчатого вала ускорилось с 800 до 1000 оборотов в минуту; при этом ручка выдвинулась примерно на 6 мм. Предусмотрели и второе положение: ручка выдвинута на 9 мм, на холостом ходу стало соответственно 1300 об/мин. Такой вариант вполне возможен у малоопытного или очень невнимательного водителя.

Итак, можно сказать, что при езде по городу на прогретом автомобиле "чуть-чуть" недосланная на место ручка воздушной заслонки увеличивает расход бензина примерно на 10%. Велик ли ущерб? Это в первую очередь зависит от того, как часто вы позволяете себе подобные упущения. Если "нередко" - то, как нетрудно подсчитать, и убыток будет заметным. Следует отметить и еще один момент. Иногда, забыв о допущенной оплошности, на основании показаний счетчика пути от заправки до заправки делают вывод, что автомобиль стал расходовать больше топлива, - наверно, неисправен. И тогда начинаются неоправданные сверхплановые посещения СТО, а то и того хуже - приглашение "дяди Васи", после визита которого машина действительно увеличивает аппетит. Все это уже весомые дополнительные расходы.

И наконец, ситуация третья. Издавна существует еще одно проявление водительской забывчивости. Скажите откровенно: вам лично ни разу не случалось ехать с не полностью отпущенным рычагом ручного тормоза? Конечно, раньше такое бывало куда чаще: на многих машинах "дожигулевской эпохи" ручной тормоз держал слабовато, а лампочек, которые сигнализировали бы о положении рычага, вообще не было. Но и сейчас подобный грех случается. Часто дело происходит так: вы стоите перед светофором на подъеме в потоке машин, поставив свою на "ручник", а при включении зеленого сигнала резко трогаетесь, стараясь не отстать от других, но при этом столь быстро и небрежно бросаете рычаг, что он остается затянутым на один-два щелчка. Так и едете дальше, в азарте уличной суеты не обращая внимания ни на сигнальную лампу (если она есть), ни на некоторое ухудшение наката.

Тормоз - не передача, и создаваемая им сила сопротивления качению в равной мере действует в любом режиме движения. Поэтому мы ограничились замерами расхода топлива на скорости 50 км/ч, которой часто пользуются и в городе и на местных дорогах. Во время замеров автомобиль равномерно двигался на четвертой передаче.

И опять возвращаемся к вопросу об оценке результата. Конечно, в абсолютных цифрах увеличение расхода на 18% (целый литр на каждые 100 километров) - это очень много. В то же время, полагая, что путь при таком положении тормоза проделан небольшой, можно заключить, что и потеря невелика. Но нельзя, чтобы подобная рассеянность превращалась в систему или, как говорилось выше, результаты ее влияли на вашу оценку экономичности автомобиля. И есть в данном случае еще одно серьезное последствие - ускоренный износ тормозных колодок, потеря ими рабочих качеств под действием нагрева. Это ущерб наиболее серьезный, не говоря уж о том, что перегрев колесных тормозов во время езды может привести к их отказу.

Итак, коллеги-водители, давайте не будем рассеянными, не будем забывчивыми.



 
     
  Место на хостинге Bezdeneg.Biz Сайт бесплатно    © 2008 AUTOINVALID.NET.RU